Применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в МЧС

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в интересах МЧС способны решать важные задачи.

При чрезвычайных ситуациях

При возникновении чрезвычайных ситуаций они используются для мониторинга наиболее опасных участков, наблюдения за развитием очага вблизи населенного пункта или другого важного объекта, выявления очага угрозы. Аппараты позволяют вести видеосъемку в труднодоступных местах – лесные массивы, водные пространства, плотины, дамбы, скалы, сопки и т.д. Они существенно ускоряют получение информации в режиме онлайн для принятия решений по ликвидации ЧС. Один из распространенных вариантов – ледовая разведка.

В спасательных операциях

БПЛА незаменимы при проведении спасательных операций. С их помощью проводится поиск пропавших людей и людей, оказавшихся в зоне ЧС, определение путей подхода групп спасателей и маршрута эвакуации. На таких аппаратах можно доставить в недоступную зону медикаменты, продукты и другие необходимые предметы. Характерное применение – поиск пострадавших при крушении воздушных или морских судов, рыбаков на оторвавшейся льдине, туристов в горах при сходе лавин и обвалах.

При пожарах

Применение при пожарах. БПЛА помогают определить точные границы природных и техногенных пожаров, а также масштабы бедствия. С помощью аппаратов тяжелого класса удается начать пожаротушение, сбрасывая необходимые реагенты.

Другие задачи

Используются «беспилотники» и в других обстоятельствах. МЧС важно прогнозировать сложные ситуации, а потому проводится аэрофотосъемка местности с топографической привязкой для получения обзорной панорамы, а также трехмерных моделей и электронных карт. Установка на БПЛА специальных приборов позволяет постоянно контролировать химическую и радиационную обстановку, обеспечивать экологический мониторинг. При необходимости устанавливаются громкоговорители для оповещения населения об опасности. Летательные аппараты способны обеспечивать связь между мобильными группами. Информация с них позволяет уточнять прогноз погоды. Наконец, ими можно воспользоваться для доставки небольших грузов в труднодоступные места.

Классификация беспилотников МЧС

Беспилотные аппараты подразделяются на несколько типов в зависимости от принципов обеспечения их полета, заложенных в конструкцию:

  • Самолетный тип или аппараты с крыльями жесткой конструкции. В воздухе их удерживает аэродинамическая сила, обеспечиваемая воздушным потоком. Данные БПЛА характеризуются увеличенной дальностью полета, большой высотой подъема и значительной скоростью. Они отличаются по конструкции крыльев и фюзеляжей, напоминая привычные пилотируемые аппараты, но уменьшенных габаритов.
  • БПЛА с гибким крылом. Оно изготавливается из эластомеров (полимерных или композитных) или ткани. По конструкции выделяются беспилотные парапланы, дельтапланы и аппараты с крылом упруго-деформируемого типа. Главные недостатки – сложности в управлении и зависимость от погодных условий.
  • Вертолетный тип или устройства с вращаюшимися крыльями. Их еще называют БПЛА вертикального взлета. В них аэродинамическая сила обеспечивается лопастями с принудительным вращением. Дополнительно могут устанавливаться и неподвижные крылья для стабилизации аппарата в воздухе. Данные БПЛА обладаю всеми преимуществами вертолета – возможность зависать над нужной точкой на местности и повышенная маневренность.
  • Беспилотные дирижабли или аппараты аэростатического типа. Они имеют мягкую или полужесткую оболочку, в которую закачивается гелий. Регулировка высоты обеспечивается давлением в баллоне. Основные преимущества – практически неограниченная высота подъема и повышенная грузоподъемность. Недостатки – сложности в управлении и зависимость от метеоусловий.

В последнее время началось применение аппаратов с машущими крыльями, или орнитоптеров (энтомоптеров). Такие устройства имитируют полет птицы или насекомого. Устройства отличают энергоэффективность и повышенная маневренность.

Классификация по техническим параметрам

Беспилотные аппараты в зависимости от назначения и функциональных возможностей подразделяются на такие категории:

  • Миниатюрные аппараты (микро-БПЛА). Они имеют массу не более 5 кг. Относятся к аппаратам ближнего радиуса действия (дальность до 40 км).
  • Легкие модификации ближнего действия: вес находится в диапазоне 6-50 кг, а дальность полета – в пределах 8-65 км.
  • Легкие аппараты на средние расстояния: масса – от 51 до 99 кг, дальность – в диапазоне 68-200 км.
  • Беспилотники среднего класса: взлетный вес – 100-299 кг, дальность полета – от 200 до 900 км.
  • Средне-тяжелая категория включает аппараты массой 300-499 кг с дальностью полета в пределах 70-290 км.
  • Тяжелые аппараты на среднюю дальность: вес превышает 500 кг, дальность – до 300 км.
  • Тяжелые аппараты дальнего действия: масса – свыше 1,5 тн, дальность превышает 1000 км.

Территориальные подразделения МЧС обычно обеспечены различными типами «беспилотников». В каждом конкретном случае используется тот аппарата, который способен наиболее полно выполнить поставленную задачу.

Модели БПЛА, применяемые в МЧС России

Для выполнения различных задач в МЧС чаще всего используются следующие БПЛА российского производства:

  • Орлан-10. Это многофункциональный аппарат самолетного типа с бензиновым двигателем. Он имеет собственный вес 13 кг и способен дополнительно поднять полезный груз весом до 5 кг. Максимальная дальность полета – 120 км. При этом аппарат способен находиться в воздухе в течение 15-16 ч. Скорость полета достигает 140-160 км/ч. Высотный потолок – 5000 м. Его можно эксплуатировать при скорости ветра до 12 м/с и температуре воздуха с диапазоне от минус 35 до плюс 45 градусов. С одного наземного пульта управления можно руководить полетом четырех аппаратов одновременно. К недостаткам относится значительный размах крыла (более 3 м) и посадка на парашюте.
  • «Груша» – мини-БПЛА, запускаемый с рук. Взлетная масса составляет – 2,5 кг. Аппарат рассчитан на дальность до 10-12 км на высоте до 500 м с продолжительностью пребывания в воздухе до 1,5 ч. Максимальная скорость полета – 125 км/ч. «Груша» укомплектована двумя камерами и фотоаппаратом.
  • «Инспектор-201» (разработка компании АЭРКОН). Это микроаппарат самолетного типа с электродвигателем. Запуск обеспечивает специальная катапульта. Взлетная масса – 1,2 кг (собственный вес – 1 кг). Размах крыльев – 0,8 м. Способен летать в радиусе 5-6 км на высоте до 500 м в течение 40-45 минут. Можно эксплуатировать при ветре до 12 м/с и температуре воздуха от минус 30 до плюс 50 градусов. Более тяжелый «Инспектор-301» способен поднимать полезный груз весом до 1 кг. Длительность полета увеличена до 2 ч, а потолок высоты – до 4000 м.
  • ZALA 421-04M. Данные БПЛА выпускаются компанией ZALA AERO GROUP (г.Ижевск). Аппарат представляет собой параплан с электродвигателем. Взлетная масса составляет 5,5 кг при полезной нагрузке до 1 кг. Дальность полета – до 25 км на высоте до 3,5 км при скорости – до 100 км/ч. Размах крыльев – 1,6 м. Аппарат способен производить телеметрические обследования, фото- и видеосъемку, доставлять небольшие грузы. Запускается он с рук, а опускается на парашюте.
  • ZALA-421-06 – мини-вертолет с размахом винта 1,8 м. Взлетная масса – 12 кг, а полезная нагрузка – до 2,5 кг. Дальность полета превышает 15 км при высотном потолке 2000 м. Аппарат способен находиться в воздухе до 2 ч. Скорость полета – 60 км/ч.

Почти все БПЛА для МЧС обеспечены спутниковой системой GPS/ГЛОНАСС. Аппараты укомплектованы современными фотоаппаратами, видеокамерами, телевизионной аппаратурой, необходимыми датчиками и анализаторами. В устройствах небольших габаритов наиболее эффективно показывают себя электрические двигатели. Для аппаратов среднего и тяжелого класса чаще применяются бензиновые двигатели.

Беспилотные летательные аппараты стали незаменимыми устройствами для МЧС. Они широко используются при борьбе со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, для проведения спасательных работ и проведения мониторинга. При правильном выборе техники можно быстро получить необходимую информацию в онлайн-режим и принять меры по устранению последствий ЧС.